Topics

Время и пространство

Бог сказал: «И Мы разъясняем вещи людям, приводя примеры, и Бог знает все о всякой вещи». (Нур; 30)

 

Аллегории и примеры помогают сократить количество слов при объяснении глубоких истин. Мы попытаемся описать загадочную проблему Времени и Пространства, так чтобы ученики могли с легкостью приблизиться к ее сути.

Представим себе двух путешественников, двух людей или двух друзей, идущих вместе, плечо к плечу. Один из них высокий, а другой низкий.


Кажется, что они идут с одинаковой скоростью, хотя на самом деле каждый шаг, сделанный низким человеком, покрывает меньшее расстояние, чем шаг высокого человека, поэтому его скорость чуть выше скорости высокого человека и наоборот, скорость движения высокого человека относительно ниже, чтобы быть соизмеримой со скоростью человека низкого роста.

Чтобы двигаться вперед, их шаги опускаются на дорогу один за другим, земля под ногами остается позади, как если бы они шли по вращающейся конвейерной ленте. Оба человека что-то обсуждают. Когда один говорит, второй внимательно слушает, и так они обмениваются мнениями и одновременно с этим идут.

По пути к ним присоединился их знакомый, и они стали шагать вместе. Этот человек тоже был высокого роста. Теперь они шли вместе, рука об руку, человек низкого роста посередине. Дорога простиралась перед ними с каждым шагом или можно сказать, что дорога скрывалась за ними под их шагами. Они шли, наслаждаясь прогулкой и легкой беседой, происходившей между ними, когда один из них, посмотрев на часы, сообщил, что они так шли уже двадцать минут. Это значит, что пространство, покрытое за двадцать минут, может быть рассмотрено с двух точек зрения: меры длины, то есть метров, километров, футов, ярдов, миль и\или единиц времени – секунд, минут, часов и дней и т.д. Таким образом, говоря о двадцати минутах прогулки, мы ссылаемся на расстояние в пространстве, покрытое ногами на определенной скорости.

«Итак, друзья, с того момента, как мы начали идти, дорога скрывается позади нас, проходя под нашими ногами, по мере того как мы продвигаемся вперед, дорога остается позади – таким образом, можем ли мы сказать, что дорога подталкивает нас вперед?» - спросил человек пониже.

«Если, как Вы говорите, дорога толкает нас вперед и этот процесс продолжается двадцать минут или около того, тогда давайте подумаем, что такое время в двадцать минут?» - сказал один из двух высоких людей.

«Я лично считаю, что во время процесса ходьбы, когда мы делаем шаг, или точнее, когда мы поднимаем одну из наших ног, вторая остается на земле. Мы поднимаем другую ногу только тогда, когда первая возвращается на землю. Все, что находится между двумя стопами или шаг, является Пространством, и если даже доля секунды проводится за этим занятием, то это Время», - высказался третий.

Все они замолчали, задумавшись. Затем они увидели дерево у дороги.

У дерева была густая крона. Они сели на траву в тени дерева.

«Обратите внимание на то, что сев, мы образовали треугольник, или  мы сидим в таком положении, которое напоминаем треугольник. Является ли образовавшийся треугольник простым совпадением или в этом есть какое-то значение?» - сказал один из друзей, приглашая их принять участие в дальнейших размышлениях.


«Посмотрите наверх! Очертания кроны дерева над нами имеют округлую форму», - сказал низкий человек, указывая наверх.

«Наше присутствие под деревом напоминает треугольник, накрытый круглым зонтом. Может показаться странным, но факт в том, что этот круглый зонт установлен над землей, и мы втроем сидим на круглом земном шаре, большой сфере… Когда мы шли, земля двигалась назад, а сейчас, когда мы сидим здесь, земля замерла. Есть ли какая-то связь между округлостью этого зонта, распростертого над нашими головами, и тем, что мы сидим под ним, образуя треугольник?» - завершил он свое высказывание вопросом.

«Тогда есть ли какое-то послание нам от Природы в этой круглой форме дерева, которое стоит на круглом стволе, растущем на круглой сфере планеты Земля? Видите, вокруг нас целый набор круглых и округлых предметов, таких как это дерево, его ствол и полукруглый зонт из веток и листьев. Есть ли в этом что-то важное или значимое?» - сказал третий, вступая в разговор.

Они так увлеклись решением этой загадки, что потеряли счет времени и когда, в конце концов, они это осознали, оказалось, что прошло больше часа.

Один из них сказал: «Когда мы шли, наши шаги двигались. В результате движения наших шагов дорога уходила назад, а мы шли. Непрерывное движение ног по дороге отдаляло нас от точки начала нашей прогулки, и таким образом мы провели двадцать минут, но теперь, когда мы не идем, а сидим и беседуем друг с другом, как прошел час времени? Связано ли Время с нашими движениями или оно проходит, даже когда мы не двигаемся?»

Человек, присоединившийся к ним в пути, сказал: «Нужно обратить внимание на то, что время проходило и тогда, когда мы шли по дороге, и даже тогда, когда мы сидим в этом месте. Это доказывает только одно: Пространство первично, Время вторично по своей важности, так как вопрос о прошедшем Времени возникает лишь тогда, когда есть Пространство. Если Пространства нет, Времени тоже не будет».

Рассуждение приняло такой удивительный оборот, что потрясло двух остальных друзей.

После долгой паузы он им сказал: «Рождение человека тоже происходит в Пространстве: утроба матери есть ни что иное, как пространство. Время начинается только тогда, когда мать зачинает ребенка. Не бывает, чтобы мать родила ребенка через девять месяцев, если не произошло зачатие».

«Также не может быть, чтобы земли (пространства) не было, а ребенок взрослел и становился юношей, или молодой человек стал пожилым. Время, используемое для измерения возраста людей, будь-то шестьдесят или сто лет жизни, появляется, только если есть пространство (человек). На самом деле, расширение или сокращение пространства обусловливает время», - добавил он.


«Адам и Ева почувствовали наготу, когда совершили непослушание, то есть они увидели себя раздетыми. Это значит, что все тело Адама – это тоже пространство. Перед тем как ослушаться, Адам и Ува не могли видеть те части тела, которые необходимо покрывать, но вскоре после непослушания пространство Адама и Евы претерпело изменение и Адам был вынужден войти в более низкое состояние пространства, выйдя из возвышенного пространства», - закончил он свою мысль.

Один из двух слушавших его друзей сказал: «Раз ты упомянул Адама и Еву, позволь заметить, что мы знаем о них только из Священных Книг, и если мы действительно хотим изучить реальность Времени и Пространства, у нас нет другого выхода, кроме как обратиться к Священным Книгам».

Третий друг, начав разговор о необъятных просторах небес, сказал:

«День, Ночь и Свет – это тоже несколько названий Пространства. Бог сказал в Священных Книгах:

1.                            Мерой Одного Дня, принадлежащего Мне, будет Пятьдесят тысяч лет.

2.                            Мерой Одного Дня, принадлежащего Мне, будет Десять тысяч лет.

3.                            Мерой Одного Дня, принадлежащего Мне, будет Одна тысяча лет».

«Это значит, что удлинение и укорачивание дня полностью зависит от расширения или сокращения. Бог сказал: «Воистину, Я ниспослал эту Книгу в Ночь Могущества». Тогда как весь Коран на самом деле был передан за более чем двадцать три года, это значит, что одна Ночь Могущества равна двадцати дрем годам».

«Бог говорит о ночи, только когда Он пригласил Моисея на Гору Синай, где тот провел тридцать ночей и удлинил их до сорока ночей. Здесь упоминается пространство ночей, хотя Моисей находился там сорок дней и сорок ночей, то есть Моисей находился в пространстве ночи в течение сорока дней и ночей. Время удлиняется в пространстве ночи и сокращается в пространстве дня».

Один из них сказал: «Это напоминает мне о двух примерах».

«Правда? Что это за примеры? Нам интересно!» - сказали остальные.

«Когда мы читаем новость в газете, мы используем глаза, и иногда читаем ее с помощью голоса, то есть мы используем пространство наших глаз для чтения газеты, а когда ее читают с помощью голоса, то добавляется пространство речи. Если газету держать на расстоянии дальше фокуса зрения, то напечатанные в газете слова невозможно будет прочитать. И если расстояние между газетой и человеком увеличить еще больше, исчезают и очертания слов. А если поместить газету вне зоны досягаемости наших тактильных чувств, то нельзя будет увидеть ни одного слова. Использование тактильных чувств возможно только при наличии пространства. Таким образом, данный пример указывает на тот факт, что существование каждого существа вместе со всеми связанными с ним измерениями основано только


на пространстве и только на пространстве. Также мы вынуждены признать, что имя существительное или название – это тоже пространство, по той простой причине, что имя помогает нам распознать конкретную форму пространства. Если пространство – тело – измерение не существует, оно не может быть названо. Например, каждый из нас троих здесь сидящих имеет имя. Меня зовут Том, ты Дик, а ты Гарри. Все эти имена представляют то пространство, которое мы занимаем соответственно. Пространство является главной составляющей нашей формы, фигуры или тела. И абсолютно каждое тело благословлено мозгом, чтобы думать, глазами, чтобы видеть, ушами, чтобы слышать, сердцем, чтобы чувствовать, кровообращением, чтобы поддерживать тактильные способности восприятия тела, носом, чтобы нюхать, порами на теле, чтобы ощущать тепло и холод, спокойствием или беспокойством в окружающей атмосфере, чтобы вдохновлять нас или делать несчастными. Вся атмосфера тоже соотносится с землей, а земля есть не что иное как пространство».

Пространство постоянно увеличивается или уменьшается. Бабочка проходит все стадии жизни, от рождения, детства, молодости до старости всего за несколько часов, тогда как голубой кит проходит все эти стадии за сотни лет. Вся жизнь мотылька проходит за несколько часов, а жизнь кита – за сто лет.

Змея проглатывает крысу, которая намного шире, чем змея, только потому, что крыса кажется ей маленькой. Если бы змея видела крысу такой же, какой ее видим мы, она бы не осмелилась ее проглотить. Совершенно ясно, что крыса не кажется змее такой же большой, какой мы ее видим. Подобно этому, лев очень маленький по сравнению со слоном, но слон боится льва. Слон не осмеливается противостоять льву и от страха предпочитает спасаться бегством. Это происходит из-за того, что слон видит льва гораздо большим, чем он сам, а лев видит слона меньшим, по сравнению с тем, как его видим мы. Эти примеры ясно указывают на то, что одно и то же пространство по-разному воспринимается разными видами существ.

В свете этого анализа мы можем сказать, что когда человек из более высокого пространства входит в более низкое, его охватывает страх, и этот же страх не дает ему войти обратно в пространство более высокого порядка. Если человек может отрицать более низкое пространство, он автоматически обязательно входит в более высокое пространство.

Это вхождение в пространство более высокого порядка является жизнью, которая была названа жизнью в Раю во всех Священных книгах. Бог сказал в Священном Коране:

«О, Адам, живи со своей женой в Раю и ешь от всего, что пожелаешь и где пожелаешь, без ограничений пространства».

Главная мысль этого аята Священного Корана заключается в том, что восторг и счастье является пространством высокого порядка, а печаль и несчастье составляют низкое пространство.


Чтобы наслаждаться благословениями высокого пространства, мы должны следовать учениям пророков Бога, проповедовавшим удовлетворенность и довольство, которые можно обрести, лишь полностью уповая на Господа Творца, и поддерживая состояние отстраненности от низкого пространства материального мира.

Topics


Суфизм - Sufism (Russian)

Кхваджа Шамсуддин Азими

Слово «Суфизм», согласно некоторым источникам, происходит от арабского слова

«суф», т.е. «шерсть», так как святые люди прошлого носили одежды из грубой шерсти, за что их называли «суфиями». И этот обычай (нисбат, духовное отношение) они перенимали у пророков и святых людей, которые использовали шерсть в качестве материала для изготовления своей одежды. Существует также мнение, что Суфии получили свое название благодаря близкому знакомству с Последователями (Святого Пророка) из «Суффы». Другие исследователи утверждают, что слово «суфий» происходит от «саффа», что означает «чистота». Однако ни одно из этих предположений не может удовлетворить серьезного исследователя.